Основой всей воспитательной работы в средних общеобразовательных школах Базарно-Карабулакского муниципального района является Концепция духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания граждан, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего, дополнительного образования и приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации и Саратовской области в области образования. Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяется пути их реализации, организуется деятельность.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.
Цель воспитательной системы – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности. Создание в школах района условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция. Задачи воспитательной системы – помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности: • сфера познания (учеба, информация, знания). • сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки). • сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей). • сфера физического развития (реализация физических возможностей). • сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействие с ними).
Условия физического развития обучающихся:
Воспитательную деятельность в каждой школе организует служба воспитания, в которую входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, вожатые, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования. Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Исходя из цели и задач, в наших школах складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям. В школах используются следующие возможности основного и дополнительного образования: • различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей; • обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала; • акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.; • использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы; • участие детей в конкурсах и соревнованиях различного уровня, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению; • проведение праздников, массовых мероприятий и т.д. ВСТАВКИ-СХЕМЫ Условия личностного роста воспитанников:
Воспитательная работа в школах осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий. Среди направлений этой работы можно выделить следующие: • внеурочная деятельность по предметам; • художественно-эстетическое воспитание и развитие; • спортивно-оздоровительная работа; • экскурсионно-краеведческая работа • развитие школьных традиций. Технологии воспитательной работы в школе: • технология коллективного творческого дела (КТД); • технология системного подхода воспитания; • технология личностно-ориентированного воспитания; • технология самоуправления; • использование ИКТ; • игровые технологии др. Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: • воспитательная работа в процессе обучения; • внеурочная деятельность; • внешкольная деятельность. Опираясь на коллективные потребности обучающихся школ, их родителей и учителей, выявленных в процессе проведения разнообразных микроисследований, методическим центром Управления образования была определена следующая системообразующая деятельность:
• Развитие школьного самоуправления • Продолжение школьных традиций, организация ключевых творческих дел (КТД), объединяющих детей и взрослых • Совершенствование системы дополнительного образования • Сотрудничество с родителями • Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, практикумы, открытые уроки, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации) • Вовлечение родителей в учебно-вопитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы) • Участие родителей в управлении школой (родительский комитет, Управляющий совет, классные родительские комитеты) |